Документ
предоставлен КонсультантПлюс
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. N АКПИ14-937
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское
дело по заявлению департамента
строительства администрации города
Омска о признании частично недействующим
письма
Министерства экономического развития
Российской Федерации N 10194-ЕЕ/Д28и и
Федеральной антимонопольной службы N
АЦ/18475/14 от 7 мая 2014 г. "О позиции
Минэкономразвити
установил:
департамент
строительства администрации города
Омска обратился в Верховный Суд Российской
Федерации с заявлением о признании
недействующими абзацев с десятого
по тринадцатый
письма Министерства экономического
развития Российской Федерации N
10194-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной
службы N АЦ/18475/14 от 7 мая 2014 г. "О позиции
Минэкономразвити
Заявитель
считает, что Письмо
является нормативным правовым актом,
поскольку соответствует всем его
признакам, приведенным в постановлении
Пленума Верховного Суда Российской
Федерации 29 ноября 2007 г. N 48 "О порядке
рассмотрения судами дел об оспаривании
нормативных правовых актов полностью
или в части". Письмо
издано Министерством экономического
развития Российской Федерации (далее
- Минэкономразвити
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования.
Минэкономразвити
Выслушав
объяснения представителя заявителя
Г., представителей Минэкономразвити
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион) являются конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые используют заказчики при осуществлении закупок.
Часть
2 статьи 56
указанного закона устанавливает, что
заказчик осуществляет закупки путем
проведения конкурса с ограниченным
участием в случаях, если поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг по причине их технической и (или)
технологической сложности, инновационного,
высокотехнологич
Перечень
случаев отнесения товаров (работ, услуг)
к товарам (работам, услугам), которые по
причине их технической и (или)
технологической сложности, инновационного,
высокотехнологич
Пункт
6
Перечня к одному из таких случаев относит
выполнение работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту
особо опасных, технически сложных
объектов капитального строительства,
а также искусственных дорожных сооружений,
включенных в состав автомобильных дорог
федерального, регионального или
межмуниципальног
Частью
1 статьи 48.1
Градостроительно
Из
системного толкования приведенных выше
нормативных положений следует, что
закупка путем проведения конкурса с
ограниченным участием, если объектом
закупки должно быть выполнение работ
по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту особо опасных,
технически сложных объектов капитального
строительства, а также искусственных
дорожных сооружений, включенных в состав
автомобильных дорог федерального,
регионального или межмуниципальног
Таким
образом, одновременное наличие двух
условий для проведения конкурса с
ограниченным участием, одним из которых
является объект закупки - выполнение
работ по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту особо опасных,
технически сложных объектов капитального
строительства, а также искусственных
дорожных сооружений, включенных в состав
автомобильных дорог федерального,
регионального или межмуниципальног
Оспариваемые положения Письма содержат аналогичный вывод, основанный на приведенных выше нормах Закона о контрактной системе, ГрК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089, которые воспроизведены в тексте Письма.
В соответствии с разъяснениями пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Письмо в целом и в оспариваемой части не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Следовательно, не является нормативным правовым актом, не подлежит официальному опубликованию и регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту технически сложных объектов капитального строительства нельзя соотносить с перечнем таких объектов, предусмотренным частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ, основан на неправильном толковании данной нормы.
Является несостоятельной ссылка заявителя на сноску N 6 к Перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р (далее - аукционный перечень).
Сноска
N 6
(за исключением работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту
особо опасных, технически сложных
объектов капитального строительства,
а также искусственных дорожных сооружений,
включенных в состав автомобильных дорог
федерального, регионального или
межмуниципальног
Между тем право заказчика не проводить электронный аукцион не равнозначно праву проводить конкурс с ограниченным участием, поскольку заказчики вправе проводить такой конкурс в том случае, если такие товары, работы, услуги предусмотрены Перечнем. Перечнем предусмотрены не все работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а только некоторые виды таких работ.
Таким образом, заявитель фактически не согласен с содержанием пункта 6 Перечня, в который не включены все те виды работ, которые исключены из аукционного перечня.
Ссылка заявителя на применение Письма органами ФАС России в качестве нормативного правового акта также является несостоятельной.
В представленных суду решении от 22 мая 2014 г. и предписании от 22 мая 2014 г. Управления ФАС по Омской области, вынесенных в отношении заявителя, оспариваемое Письмо не приводится и ссылки на него отсутствуют.
С учетом того, что оспариваемое Письмо не является нормативным правовым актом, прав и законных интересов заявителя не нарушает, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в
удовлетворении заявления департамента
строительства администрации города
Омска о признании частично недействующим
письма
Министерства экономического развития
Российской Федерации N 10194-ЕЕ/Д28и и
Федеральной антимонопольной службы N
АЦ/18475/14 от 7 мая 2014 г. "О позиции
Минэкономразвити
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
× |